Интенциональный термин или интенциональный объект? К позднесхоластическим параллелям нововременной интенциональной философии

  • Г. В. Вдовина Институт философии РАН (Россия)
Ключевые слова: постсредневековая схоластика, Иоанн св. Фомы, Диониджи Леоне, Стефано Спинола, Бернальдо де Кирос, интенциональный акт, интенциональный объект, термин интенционального акта

Аннотация

В статье рассматриваются три различных подхода к вопросу о термине (содержании) и объекте интенционального акта, выработанные в постсредневековой схоластике. Согласно первому подходу (иезуиты), термин акта реально тождествен самому акту и представляет собой «ментальное слово» (verbum mentis) и формальное понятие (conceptus formalis), тогда как объектом прямого познания выступает внешняя вещь. В другом подходе (поздние томисты) термин интенционального акта реально отличен от самого акта и служит инструментальным («непосредственно познаваемым») знаком внешней вещи-объекта. Согласно третьему подходу (Стефано Спинола), термин и непосредственный объект интенционального акта совпадают и представляют собой внутренний интенциональный, или формальный, объект, а внешняя вещь – это «материальный объект» познания, к которому нет прямого когнитивного доступа. Эти позиции постсхоластических философов перекликаются с теми, которые сформировались в школе Брентано в конце XIX – нач. XX в., и представляют как исторический, так и собственно философский интерес. В статье рассматриваются философские тексты почти не изученных авторов XVII в.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-12-04
Как цитировать
Вдовина Г. В. Интенциональный термин или интенциональный объект? К позднесхоластическим параллелям нововременной интенциональной философии // Философский журнал | Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 4. С. 5-20.
Раздел
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ