Человек в системе философии И.Г. Фихте

  • Тамара Борисовна Длугач Институт философии РАН
Ключевые слова: Фихте, природа, намерение, мышление, деятельность, Высшая Воля, прогресс

Аннотация

Автор ставит своей целью рассмотреть, как оценивает человека И.Г. Фихте. Для Фихте человек – цель философии и цель мироздания. Утверждение автономии человека – в центре фихтевских рассуждений. Здесь Фихте – даже впереди Канта, т. к. у последнего утверждается только автономия человеческого разума, у Фихте же – человека в целом. Вместе с тем, в своих идеях о человеке как о господине природы никто не был так близок Фихте, как Маркс. Исходя из различных определений человека, даваемых Фихте, видно, что, с одной стороны, человек для Фихте – природное существо, рожденное природой в ее неспешном движении; с другой же стороны, человек властвует над природой, он изменяет ее, становится ее господином. Наивысшей особенностью человека для Фихте выступает его причастность к нравственному закону. Этим доказывается идеалистический характер деятельности в концепции философа. Нравственный закон для Фихте есть, в то же время, Высшая Воля, от которой зависят все конечные воли. Она заставляет человека желать чего-либо, прежде всего, изменять все существующее. Затем включается творческая способность, научению которой должно быть посвящено новое воспитание. Человек образует новые идеальные образы и претворяет их в действительность благодаря деятельности. Ради деятельности существует и познание, являющееся, в сущности, знанием знания. Так человек преобразует весь мир.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2015-09-30
Как цитировать
Длугач Т. Б. Человек в системе философии И.Г. Фихте // Философский журнал | Philosophy Journal. 2015. Т. 8. № 3. С. 92-106.
Раздел
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ