У истока евразийства. К 100-летию опубликования книги князя Николая Трубецкого «Европа и человечество»

  • Михаил Александрович Маслин Московский государственный университет им. М.В. Ломоно­сова (Россия)
Ключевые слова: русская культура, славянская культура, романо-германская культура, евразийство, «революция в сознании», «оправдание национализма», «истинный и ложный национализм»

Аннотация

Статья посвящена 100-летию со дня выхода в свет книги князя Николая Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920), положившей начало евразийству как идейно­му пореволюционному течению. Книга инициировала старую русскую философскую традицию интеллигенции, для которой была характерна публикация коллективных фи­лософских сборников и последующее развитие их идей в журналах и в общественных дискуссиях («Проблемы идеализма» (1902); «Вехи» (1909) и др.). Книга «Европа и че­ловечество» представляет собой первую часть трилогии, задуманной Трубецким до революции: «Об истинном и ложном национализме» (вторая часть) и «Верхи и низы русской культуры» (третья часть). Трилогию следует рассматривать как единое целое, которое объединено двумя центральными мыслями: первая – «революция в со­знании» и вторая – «оправдание национализма». «Революция в сознании» означает отказ от признания романо-германской культуры универсальной моделью общечело­веческой культуры; «оправдание национализма» означает построение нового национа­лизма, неэтнического и неполитического типа, основанного на евразийских культур­ных ценностях. Общая направленность концепции локальных цивилизаций, основан­ной Н.Я. Данилевским и продолженной Освальдом Шпенглером, не была близка Н.С. Трубецкому, склонному скорее к культурно-философскому универсализму, чем к партикуляризму теории культурно-исторических типов. Народы и их культуры пони­маются Трубецким как «многочеловеческие личности», что определяется самой при­родой культурного творчества как производства ценностей, т.к. ценности творятся творческими личностями. В книге Трубецкого референтной группой, в которую он включает культуру России, является вовсе не славянство, а целое человечество; подра­зумевается тем самым, что Россия ввиду множественности культурных матриц, вклю­ченных в различные ее этногеографические зоны, традиционно определяемые как «Восток», «Запад», «Север» и «Юг», сама является моделью человечества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-12-10
Как цитировать
Маслин М. А. У истока евразийства. К 100-летию опубликования книги князя Николая Трубецкого «Европа и человечество» // Философский журнал | Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 4. С. 161-178.
Раздел
ДИСКУССИИ